Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
07.06.2013

Тайм-менеджмент для детей

Ольга Кошелева, мама сына 4,5 лет, автор проекта Home&Work

Главным отличием успешных людей является умение управлять своим временем. Хорошо, когда человек умеет это делать с детства. К сожалению, чтобы увеличить свою эффективность, большинству людей приходится осваивать тайм-менеджмент уже во взрослом возрасте. А ведь естественным образом освоить навыки самоорганизации и научиться управлять своим временем можно ещё в самом раннем возрасте. 

Главными помощниками родителей в привитии навыков планирования ребенку станут игры, личный пример и наглядные пособия. 

Основные принципы тайм-менеджмента для детей

1. Используйте игры

Научить ребенка планировать время можно только в форме игры. Игры интересной и не скучной. Для этого прекрасно подойдут и игры с таймером, и режим дня в картинках, и составление списков, и выполнение действий в заранее озвученной последовательности. 

2. Покажите личный пример

Если ребенок привык наблюдать за родителями, которые планируют свои дела, сверяются со списком задач и придерживаются распорядка дня, он будет с удовольствием им подражать. 

3. Привлекайте ребенка к планированию

Для этого озвучивайте порядок действий, которые вы планируете совершить. Это можно делать на семейном совете, планируя отдых на выходные, а можно в самых обычных повседневных делах, например, играя в песочнице или готовя с ребенком ужин. В этом случае комментируйте то, что происходит в данный момент, а также рассказывайте, что последует дальше. Например: «Сейчас мы порежем морковку, потом мы с тобой почистим и нарежем картошку, бросим их в кастрюлю с водичкой» или «Сейчас мы поиграем в песочнице, потом ты съедешь с горки, и мы пойдем домой». 

4. Определяйте приоритеты

В жизни каждого из нас есть дела важные и дела срочные. Выбирая важные дела, мы улучшаем качество своей жизни. Срочные же дела требуют от нас немедленной реакции, но могут не быть важными. Мы каждый раз делаем выбор в пользу задач, которые имеют для нас больший приоритет. Нашим детям тоже придется этому научиться.

Маленьким деткам достаточно будет объяснять, что мы собираемся сделать и зачем. К примеру, мы сначала позавтракаем, чтобы набраться сил, а потом пойдем гулять. Ребенку старшего дошкольного возраста уже можно самому доверять выбор в пользу более приоритетных дел. Конечно, в определенных вами рамках. При этом он должен быть готов познакомиться с естественными последствиями неудачного выбора. Всё как в жизни. Заигрался и решил не кушать – голод не заставит себя ждать. Помыл пол, а потом пробежался грязными ботинками – пол придется мыть снова. 

5. Будьте последовательны

Многие дети с удовольствием следуют определенному режиму. И больше того, нарушение привычного уклада может вызвать у ребенка волнение и тревожность. Ведь стабильность для малыша означает безопасность. Поэтому озвучивая свои планы ребенку, или планируя что-то вместе, старайтесь быть последовательными и придерживаться намеченного. 

Инструменты планирования для детей

Самыми удобными и наглядными пособиями для освоения навыков самоорганизации являются плакат с режимом дня и список дел в  картинках. У дошкольников и младших школьников прекрасно развито наглядно-образное мышление, а значит, запомнить и усвоить любой материал проще с помощью изображений. В качестве картинок можно использовать вырезки из журналов, распечатанные из Интернета картинки, собственные рисунки. Многим мамам нравится также идея использовать фотографии самого ребенка, отображающие тот или иной пункт плаката. 

Плакат «Режим дня»

Для того чтобы создать такой плакат нам понадобится:

  • лист ватмана А2 или лист плотного картона;
  • картинки или фотографии;
  • клей;
  • ножницы.

Прежде, чем приступить к поиску картинок и созданию плаката, вам придется описать режим дня ребенка на бумаге. Кроме режимных моментов и заранее запланированных занятий, которые посещает малыш, вы можете включить в плакат и свои собственные дела. Это могут быть дела, которые вы можете выполнять совместно с  ребенком, например, уборка по дому или приготовление ужина, или дела, во время которых малыш должен проявить немного терпения и дать вам спокойно поработать. Я, например, приклеила на плакат картинку работающей за компьютером женщины и рядом картинку мальчика, играющего с машинкой. Теперь я показываю сыну, что пока я работаю, ему нужно немного поиграть самому. Зато потом мы пойдем вместе гулять.

Зачем нужно записывать режим дня на бумаге?

Во-первых, для того чтобы вы сразу продумали все мелочи и элементы режима. Прежде чем приступить к  созданию плаката,  я 3 раза переписывала наш режим дня на бумаге.

Во-вторых, чтобы представлять, какие именно картинки нужно найти в журналах и в  Интернете. Например, вы запланировали приучить ребенка вставать в  8 утра. И важно, чтобы именно в  8. Тогда желательно найти картинку  с часами, на которых изображено именно 8 часов. Или, возможно, малыш встает рано, и вам не нужно будить его в  определенное время. Тогда для вас может быть важно показать ребенку последовательность действий, которые вы  выполняете после подъема: почистить зубы, умыться, сделать зарядку, принять душ, собрать вещи, позавтракать.

Отнеситесь к плакату с режимом дня, не просто как к инструменту для выработки определенных навыков у ребенка, но как к коллажу вашего идеального дня. В таком случае каждый раз, когда будете смотреть на плакат, вы будете чувствовать удовлетворение и радость. Ваш плакат будет вдохновлять вас придерживаться всех пунктов режима просто потому, что это приятно, полезно и удобно.

И не бойтесь менять картинки или переделывать плакат, когда почувствуете, что нужно что-то изменить, убрать или добавить. Это ваша жизнь. И вы решаете, как изменить её к лучшему.

Списки дел

Списки дел помогают ребенку не только освоить навыки самоорганизации, но и стать более самостоятельным. Это также прекрасный способ поощрить инициативу помощи родителям по дому. Списки дел для детей должны быть наглядными настолько, чтобы даже малыш, не знающий ни одной буквы, мог в  нем разобраться. Для дошкольников лучше всего использовать списки дел с картинками. 

Для начала определите дела, которые вы хотите включить в  таблицу. Дел не должно быть слишком много – 5-7 штук будет вполне достаточно.

Возьмите лист бумаги А4 и разграфите его с помощью карандаша и линейки на 7 дней недели и количество дел. В графе с  делами нарисуйте или приклейте картинки, характеризующие эти дела (картинки можно скачать из Интернета и распечатать или вырезать из старых журналов или детских раскрасок). Как использовать списки дел.

Многие маленькие дети очень не любят выполнять дела, когда родители заняты чем-то другим. Поэтому составляя список ежедневных рутин, синхронизируйте его со своим. Малышу будет намного интересней вытирать пыль в  комнате, в которой находится занятая уборкой мама. Работайте в команде, но разделяйте обязанности. Вы также можете заниматься и одним делом, но в этом случае стоит поделить территорию на зоны, например, доверьте малышу вытереть невысокую тумбочку. А мама в это время может протереть полочки шкафчика, до которых не дотягивается ребенок. В этом случае вам будет легче отслеживать результат малыша, а значит, найдется и за что похвалить.

Старшие дошкольники, наоборот, могут стараться проявить самостоятельность и выполнять дела не под родительским присмотром. Это тоже важный этап развития ребенка.

Поощрения

Списки хорошо работают вместе с системой поощрений. Обязательно хвалите и поощряйте выполнение заданий из списка и словом и делом.

Система поощрения должна быть наглядной. Чтобы отметить сделанное дело используйте наклейки или рисуйте рисунки рядом со сделанной рутиной. За определенное количество сделанных дел назначьте награду, весомую и желанную. Если вы много работаете, и ребенок часто просит вас поиграть с ним или каким-то другим образом уделить время, вы можете поощрить его дополнительным родительским вниманием – сходить в парк, подольше поиграть, съездить в зоопарк. Даже если вы стараетесь делать с ребенком всё-всё-всё, всегда остаются дела, на которые не хватает времени, дела, которые ребенок любит делать. 

Некоторые родители предпочитают награждать труд ребенка небольшой суммой денег. В этом случае вы можете определить сумму, которую готовы выделять за каждый сделанный пункт. Вначале выполненные пункты отмечаются наклейками, а в конце недели выдается награда. Подарите ребенку копилку, пусть собирает на свою мечту.

И списки дел, и режим дня – это инструменты роста, развития положительных качеств и навыков ребенка. Если ребенок не хочет выполнять то или иное дело, постарайтесь выяснить причину, быть может, он не может справиться сам и нуждается в  вашей помощи. Не принуждайте ребенка и не ругайте за невыполнение дел. Применяйте положительное подкрепление: хвалите за успехи, придумывайте действенную мотивацию.

Успехов вам!

«Успевай с детьми» 

Рейтинг: 5.00 (13)
Оценить статью:
Вернуться к списку всех статей
Комментарии
27 июля 2013 года в 17:30
Спасибо за интересную статью! Действительно, правильное распределение времени - это залог успеха каждой мамы!
Ответить
18 сентября 2013 года в 17:07
спасибо за статью обязательно попробуем
Ответить
10 октября 2013 года в 12:05
Да действительно интересно все ничего не упустили хорошо было бы если молодые семьи этого хотели бы делать.
Ответить
Скидки и новости

Новости проекта, участие в тест-драйвах, выгодные предложения и акции.
Всем подписчикам 5% скидка по промокоду!

Мифы и факты

Миф о глажении

Для разглаживания плотных тканей всегда необходима высокая температура подошвы утюга. Развеять
Опрос
Вы используете робот-пылесос?
Результаты
Уведомление о конфиденциальности